Каков порядок присвоения почтового адреса вновь построенному частному дому?

Единые правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, а также требования к структуре адреса установлены Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221. Решение данных вопросов относится к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ — городов федерального значения или органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (п. 21 ч. 1 ст. 14, п. 34 ч. 1 ст. 15, п. 27 ч. 1 ст. 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ; ч. 3 ст. 5 Закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ).

В каждом регионе и муниципальном образовании действуют собственные правила, положения или административные регламенты, устанавливающие условия и порядок присвоения адреса объектам недвижимости, которые должны применяться с учетом Правил N 1221.

Общие условия присвоения почтового адреса частному жилому дому

Обязательное условие присвоения адреса дому — наличие разрешения на строительство. При этом адрес дома должен соответствовать адресу земельного участка, в границах которого он расположен (пп. «б» п. 8, п. 9 Правил N 1221).

1. Орган, оказывающий услугу по присвоению почтового адреса

Как правило, эту муниципальную услугу оказывают специалисты местной администрации, в сферу ответственности которых входят вопросы архитектуры и градостроительства.

2. Срок предоставления услуги по присвоению почтового адреса

Уполномоченный орган принимает решение о присвоении адреса частному жилому дому в течение 18 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления (п. 37 Правил N 1221).

3. Стоимость услуги по присвоению почтового адреса

Адрес частному жилому дому присваивают без взимания платы (п. 4 Правил N 1221).

Необходимые документы

Чтобы присвоить дому адрес, понадобятся следующие документы:

  1. Заявление. Оно должно быть подписано заявителем либо представителем заявителя. Заявление в форме электронного документа подписывается заявителем либо представителем заявителя с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 32 Правил N 1221).
  2. Документ, удостоверяющий личность собственника дома или его представителя, — в случае личного обращения.
  3. Доверенность в письменной форме или в форме электронного документа — если заявление подает представитель.
  4. Правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на дом.
  5. Разрешение на строительство дома и (или) разрешение на ввод дома в эксплуатацию.
  6. Кадастровый паспорт дома — в случае присвоения адреса дому, поставленному на кадастровый учет.

Документы, представляемые в уполномоченный орган в форме электронных документов, удостоверяются заявителем (представителем заявителя) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Способы подачи документов

Подать документы собственник дома или его представитель может (п. п. 27, 29, 31 Правил N 1221):

— лично;

— посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении;

— через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций), портал федеральной информационной адресной системы в сети Интернет;

— через МФЦ, с которым уполномоченный орган заключил соглашение о взаимодействии. Перечень таких МФЦ публикуется на официальных сайтах уполномоченных органов в сети Интернет.

Если заявитель или представитель заявителя подает документы лично или направляет по почте, ему соответственно будет выдана или направлена расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения. Если заявление и документы представлены в форме электронных документов, то уполномоченный орган направит сообщение с указанием входящего регистрационного номера, даты получения заявления и документов, а также перечня наименований файлов, представленных в форме электронных документов, с указанием их объема (ст. 7.1 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; п. п. 35, 36 Правил N 1221).

Примечание. При необходимости уполномоченный орган вправе произвести осмотр местонахождения дома (п. 19 Правил N 1221).

Результат рассмотрения заявления о присвоении адреса

Уполномоченный орган направит заявителю или представителю заявителя решение о присвоении адреса частному жилому дому или об отказе в таком присвоении одним из способов, указанным в заявлении (п. 39 Правил N 1221):

— в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования — не позднее 19 рабочих дней со дня подачи заявления;

— в форме документа на бумажном носителе посредством выдачи заявителю или представителю заявителя лично под расписку либо направления по почте — не позднее одного рабочего дня со дня подачи заявления.

Письмо из Администрации по ФИАСу